|
Страхи
от 3-х до 5-ти
лет
Это возраст эмоционального наполнения "я" ребенка. Чувства
уже обозначаются словами, четко выражено стремление к
пониманию, доверию, близости с другими людьми. Формируется и
чувство общности - понятие "мы", под которым ребенок
подразумевает вначале себя и родителей, а затем себя и
сверстников. Устанавливается ряд этических категорий, в том
числе чувство вины и сопереживания. Возрастает
самостоятельность - ребенок занимает себя сам, не требует
постоянного присутствия взрослых и стремится к общению со
сверстниками. Развиваются фантазии, а вместе с ними и
вероятность появления воображаемых страхов.
В эти годы наиболее интенсивно формируются
такие эмоции, как любовь, нежность, жалость, сочувствие и
сострадание. Почти в равной степени эти чувства проявляются
в отношении обоих родителей, если между ними нет конфликта,
и они являются для детей объектом любви. В этом возрасте
можно услышать от детей фразы: "Любить меня можно, а не
любить нельзя", "Если ты меня накажешь, я все равно буду
тебя любить".
Любовь, таким образом, имеет еще безусловный
характер, и родители должны основательно подумать, прежде
чем употреблять такие фразы, как: "Я не люблю тебя", "Я не
буду с тобой дружить", поскольку они крайне болезненно
воспринимаются детьми этого возраста и приводят к
возникновению у них беспокойства.
Несмотря на чувство любви к обоим родителям,
заметно эмоциональное предпочтение родителя другого пола,
максимально выраженное, как и все эмоциональное развитие, в
4 года. Девочки нежно любят отцов, особенно если походят на
них внешне, а мальчики испытывают эмоциональное влечение к
матери. Подобный эмоциональный опыт отношений между людьми
найдет свое дальнейшее развитие в браке, когда супруги
проявят друг к другу те же чувства любви, которые они
испытали по отношению к родителям другого пола в детстве.
В таком возрасте недостаточная эмоциональная
отзывчивость родителя другого пола порождает беспокойство,
неустойчивость настроения и капризность как средство
привлечения внимания. С этой целью могут быть непроизвольно
использованы страхи, особенно возникающие перед сном. Тогда
родители должны лишний раз посидеть, поговорить, погладить,
тем самым уделить внимание, не быть такими строгими,
формальными и принципиальными, как днем.
Но и без этого в 3-5 лет часто встречается
отмеченная нами триада страхов: одиночества, темноты и
замкнутого пространства. Ребенок не остается один при
засыпании, постоянно зовет мать, в комнате должен гореть
свет (ночник) и необходимо, чтобы дверь была полуоткрыта.
При невыполнении хотя бы одного из этих условий беспокойство
сохраняется, и сон не наступает. Волнение может проявиться и
в связи с ожиданием страшных (кошмарных) снов.
Во всех случаях многое зависит от умения
родителей не создавать из этих возрастных страхов лишней
проблемы, вовремя успокоить детей, нежно поговорить с ними и
не настаивать на незамедлительном, безотносительно к их
переживаниям, выполнении своих требований. Да и днем не быть
отдаленными от детей. Позаниматься немного с ними, поиграть,
сказать пару теплых слов - и тогда не будет лишней
"нервотрепки" с укладыванием спать.
Мы уже говорили, что дети раннего возраста
боятся во сне Волка и Бабы Яги. В возрасте 3-5 лет эти
персонажи выходят из сна, населяя днем воображение
эмоционально чувствительного и впечатлительного ребенка. К
ним присоединяются Бармалей, Карабас-Барабас и прочие столь
же нелицеприятные личности.
Перечисленные персонажи в известной мере
отражают страх наказания или отчуждения родителей от детей
при недостатке столь существенных в данном возрасте любви,
жалости и сочувствия. Тогда антиподом доброй, ласковой,
любящей матери, которая не кричит, не угрожает, духовно и
физически красивой, является образ Бабы Яги, как это
выразила девочка 4 лет: "Баба Яга страшная, а ты красивая".
Непереносимость эмоционального искажения
образа близкого человека, отчуждения от него, потребность в
ласке и любви заставляют детей бояться Бабы Яги, подбегать
ночью к матери и тревожно спрашивать: "А ты не станешь Бабой
Ягой?", или просить ее: "Сделай ласковое лицо, не сердись,
пожалей меня, поцелуй меня, а не то ты превратишься в Бабу
Ягу".
После 3 и особенно 4 лет у Бабы Яги
появляются партнеры: Кощей Бессмертный и Бармалей. Общее у
них: черствость, зло и коварство. Как и Баба Яга, Кощей -
скряга, жадный, высохший от зависти и злости. Воплощая собой
наказание, оба сказочных персонажа появляются в воображении
детей, боящихся быть наказанными, поскольку Баба Яга уносит
непослушных детей для расправы к Кощею. Оба они образуют
семейную чету антиродителей, принимающих участие в
"воспитании" эмоционально впечатлительных, внушаемых и
упрямых детей.
Психологически защитная функция образов Бабы
Яги и Кощея состоит в том, что ребенок пока еще не питает
устойчивых агрессивных чувств к родителям. Чаще всего эти
образы возникают у детей, как раз эмоционально привязанных к
родителям. Вместе с тем отношение некоторых родителей к
своему ребенку может быть достаточно недружественным и
агрессивным.
Стоит отметить, что страхов значительно
меньше у детей, имеющих возможность общения со сверстниками.
Это неудивительно, поскольку именно тогда раскрывается вся
палитра эмоций, приобретаются навыки защиты, адекватного
восприятия неудачи и гибкость поведения в целом. В этом
отношении гораздо лучше лишний раз сходить на детскую
площадку и постараться через совместную игру наладить
взаимодействие детей разного пола, чем бежать к врачу за
успокоительными.
Способствует страхам и более чем
благополучная атмосфера в семье, но с чрезмерной опекой,
постоянным нахождением рядом взрослых, предупреждением
каждого, самостоятельного шага ребенка. Всем этим
непроизвольно подчеркивается, что он слабый и беззащитный
перед окружающим его миром, полным неизвестности и
опасности.
Материал взят
из книги: А. И. Захаров "Дневные и ночные страхи у детей". -
СПб., 2000
Вернуться в
раздел "Детская
психология"
|
|