|
Детские капризы
Детскими
капризами принято называть особенность поведения ребенка,
выражающаяся в нецелесообразных и неразумных, с точки зрения
взрослых, действиях и поступках, в необоснованном
противодействии окружающим, сопротивлении их советам и
требованиям, в стремлении настоять на своем.
Внешними проявлениями детских капризов чаще всего выступают
плач и двигательное возбуждение, принимающие в тяжелых
случаях форму "истерики". Капризы могут быть:
- случайными, носить эпизодический характер
и возникать в результате эмоционального переутомления или
выступать в качестве своеобразной реакции раздражения на
препятствие, запрет.
- стойкими и принимать вид привычного поведения в общении с
окружающими (особенно с близкими взрослыми) как средство
достижения своих целей и могут в дальнейшем стать
укоренившейся чертой характера. В норме естественным
является учащение капризов в периоды кризисов развития,
когда ребенок особенно чувствителен к воздействиям взрослых
и их оценкам, трудно переносит запреты на осуществление
своих замыслов.
При уважительном отношении взрослых к намерениям и возросшим
запросам детей детские капризы легко преодолеваются и
исчезают из поведения детей без следа.
Причины появления капризов у ребенка:
1) авторитарность или гиперопека (сверхопекающее поведение
родителей), подавляющие возросшую инициативность и
самостоятельность детей. В этом случае возникают "капризы
обиженного";
2) заласкивание ребенка, потакание всем его прихотям при
полном отсутствии разумных требований ("капризы баловня");
3) отсутствие необходимой ребенку опеки, безразличное (малоэмоциональное)
или неотчетливо выражаемое отношение к позитивным и
негативным образцам поведения и действий ребенка, отсутствие
последовательной системы поощрения и наказания ("капризы
безнадзорного").
Советы психолога.
Во-первых, стоит обратить внимание на общую
психологическую атмосферу в семье, потому что часто
внутрисемейные конфликты отражаются на психоэмоциональном
состоянии детей. Надо по возможности избегать ссор при
ребенке, не привлекать его в качестве третьей стороны в
разрешение конфликтов, не возмещать на нем обиду и не
возлагать на него слишком большую ответственность. Детская
психика к этому еще не готова.
Во-вторых, надо вырабатывать у ребенка позитивный,
оптимистичный взгляд на мир (в норме у ребенка должно быть
именно жизнерадостное настроение), а познать все горести и
трудности жизни он еще и так успеет. И не надо боятся, что
при таком воспитании он вырастет изнеженным и не
подготовленным к реальной жизни человеком.
В-третьих, надо обратить внимание на собственное поведение,
постараться самой быть более спокойной, сдержанной.
В-четвертых, причиной повышенной нервозности ребенка может
являться недостаток естественной для данного возраста
физической активности. Например, если ребенок воспитывается
дома и общается в основном с взрослыми людьми, то он не
имеет необходимой ему возможности побегать, попрыгать,
порезвиться. Помочь здесь могут занятия спортом, совместные
семейные игры, в том числе на свежем воздухе.
И, наконец, такому ребенку необходимо соблюдать режим дня,
расписание (высыпаться, заранее планировать свою
деятельность).
Вернуться
в раздел "Детская психология"
|
|