Детские капризы

Детскими капризами принято называть особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных, с точки зрения взрослых, действиях и поступках, в необоснованном противодействии окружающим, сопротивлении их советам и требованиям, в стремлении настоять на своем.
Внешними проявлениями детских капризов чаще всего выступают плач и двигательное возбуждение, принимающие в тяжелых случаях форму "истерики". Капризы могут быть:

-  случайными, носить эпизодический характер и возникать в результате эмоционального переутомления или выступать в качестве своеобразной реакции раздражения на препятствие, запрет.

- стойкими и принимать вид привычного поведения в общении с окружающими (особенно с близкими взрослыми) как средство достижения своих целей и могут в дальнейшем стать укоренившейся чертой характера. В норме естественным является учащение капризов в периоды кризисов развития, когда ребенок особенно чувствителен к воздействиям взрослых и их оценкам, трудно переносит запреты на осуществление своих замыслов.

При уважительном отношении взрослых к намерениям и возросшим запросам детей детские капризы легко преодолеваются и исчезают из поведения детей без следа.

Причины появления капризов у ребенка:

1) авторитарность или гиперопека (сверхопекающее поведение родителей), подавляющие возросшую инициативность и самостоятельность детей. В этом случае возникают "капризы обиженного";

2) заласкивание ребенка, потакание всем его прихотям при полном отсутствии разумных требований ("капризы баловня");

3) отсутствие необходимой ребенку опеки, безразличное (малоэмоциональное) или неотчетливо выражаемое отношение к позитивным и негативным образцам поведения и действий ребенка, отсутствие последовательной системы поощрения и наказания ("капризы безнадзорного").

Советы психолога.

Во-первых, стоит обратить внимание на общую психологическую атмосферу в семье, потому что часто внутрисемейные конфликты отражаются на психоэмоциональном состоянии детей. Надо по возможности избегать ссор при ребенке, не привлекать его в качестве третьей стороны в разрешение конфликтов, не возмещать на нем обиду и не возлагать на него слишком большую ответственность. Детская психика к этому еще не готова.

Во-вторых, надо вырабатывать у ребенка позитивный, оптимистичный взгляд на мир (в норме у ребенка должно быть именно жизнерадостное настроение), а познать все горести и трудности жизни он еще и так успеет. И не надо боятся, что при таком воспитании он вырастет изнеженным и не подготовленным к реальной жизни человеком.
В-третьих, надо обратить внимание на собственное поведение, постараться самой быть более спокойной, сдержанной.

В-четвертых, причиной повышенной нервозности ребенка может являться недостаток естественной для данного возраста физической активности. Например, если ребенок воспитывается дома и общается в основном с взрослыми людьми, то он не имеет необходимой ему возможности побегать, попрыгать, порезвиться. Помочь здесь могут занятия спортом, совместные семейные игры, в том числе на свежем воздухе.

И, наконец, такому ребенку необходимо соблюдать режим дня, расписание (высыпаться, заранее планировать свою деятельность).

 

Вернуться в раздел "Детская психология"

 
 

Рейтинг@Mail.ru

 
Hosted by uCoz