|
Этапы становления речи
Можно
выделить следующие этапы развития детской речи:
1-3 месяца. Здоровый младенец реагирует на
общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на
взрослом, улыбается (комплекс оживления)
4 месяца. Появляется первый смех -
повизгивание в ответ на эмоциональное общение со взрослым.
5 месяцев. Ребенок реагирует на направление
звука, "поет", меняя интонацию голоса.
6 месяцев. К этому времени у здорового ребенка
появляется первый слог ба или ма. Возникает начальное
понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу
взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые
голоса.
7 месяцев. Малыш уже готов к игровой
деятельности со взрослым, использует различные голосовые
реакции для привлечения внимания окружающих.
8 месяцев. Возникает реакция на незнакомое
лицо. В это время один из важнейших показателей нормального
развития речи - лепет, т.е. повторение одинаковых слогов:
ба-ба, да-да, па-па.
9 месяцев. Ребенок активно общается с помощью
жестов, с радостью играет в "ладушки".
10 месяцев. На этом этапе малыш использует в
общении как минимум 1-2 "лепетных слова" (типа ляля, баба),
понятных в конкретной ситуации.
11 месяцев. Использует уже как минимум 3 "лепетных
слова", понятных в конкретной ситуации.
1 год. К этому сроку нормально развивающийся
ребенок употребляет уже 3-4 "лепетных слова", понимает
отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами.
Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами
("поцелуй маму", "где папа?", "дай ручку", "нельзя").
1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается
до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста,
знакомые слова показывает на картинке.
1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей
тела, словарный запас 7-20 слов.
1 год 9 месяцев. Показывает три части тела,
использует фразу из двух слов. Словарный запас 20 слов.
2 года. На этом этапе здоровый ребенок
показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 5
слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную
инструкцию ("пойди в кухню и принеси чашку"), верно
использует местоимения «Я», «Ты», предложения строит из двух
слов. К двум годам ребенок уже усиливает звуки: п, б, м, ф,
в, т, д, и, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие (щ,
ж, ч, щ) сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.
2 года 6 месяцев. Повторяет две цифры в
правильной последовательности, имеет понятие "один". Ребенок
понимает обозначение действий в разных ситуациях ("покажи,
кто сидит, кто спит"), значение предлогов в привычной
конкретной ситуации ("на чем ты сидишь?"), Правильно
произносит звуки: с, з, л.
3 года. Словарный запас до 1500 слов,
использует предложения из пяти-восьми слов, овладел
множественным числом существительных и глаголов. Ребенок
называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых
предлогов - выполняет задания типа "положи кубик под чашку",
"положи кубик в коробку", употребляет в предложении простые
предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает
прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки
и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает
вопросы о значении слов.
4 года. В речи четырехлетнего малыша уже
встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные
предложения, употребляются предлоги. Словарный запас
1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и
пространственные понятия. Ребенок правильно произносит
шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает
смягченное произношение согласных.
5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка
увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет
обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.),
называет широкий круг предметов и явлений окружающей
действительности. В словах уже не встречаются пропуски,
перестановки звуков и слогов; исключение составляют только
некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В
предложении используются все части речи. Ребенок овладевает
всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в
речи.
5 - 7 лет. В словаре ребенка активно
накапливаются образные слова и выражения, устойчивые
словосочетания («ни свет ни заря», «на скорую руку» и др.).
Усваиваются грамматические правила изменения слов и
соединения их в предложении. В этот период ребенок активно
наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на
основе их значения, размышляет по поводу рода
существительных. Таким образом, развивается языковое и
речевое внимание, память, логическое мышление и другие
психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего
развития ребенка, его успешного обучения в школе.
Дорогие родители, важно помнить, что каждый ребенок
индивидуален, и незначительное несоответствие развития
перечисленным периодам, нормально. Однако, если ваш ребенок
значительно отстает в развитии, стоит обратиться к
специалистам.
Вернуться
в раздел "Детская психология" |
|