|
Учебная
деятельность
Учебная
деятельность
ребенка
развивается так
же постепенно,
через опыт
вхождения в нее,
как и все
предшествующие
деятельности
(манипуляционная,
предметная,
игровая).
Учебная
деятельность
представляет
собой
деятельность,
направленную на
самого
учащегося.
Ребенок учится
не только
знаниям, но и
тому, как
осуществлять
усвоение этих
знаний. Учебная
деятельность
имеет свою
структуру. Д. Б.
Эльконин выделил
в ней несколько
взаимосвязанных
компонентов:
1) учебная
задача - то, что
должен усвоить
ученик,
подлежащий
усвоению способ
действия;
2) учебные
действия - то,
что ученик
должен делать,
чтобы
сформировать
образец
усваиваемого
действия и
воспроизводить
этот образец;
3) действие
контроля -
сопоставление
воспроизведенного
действия с
образцом;
4) действие
оценки-
определение
того, насколько
ученик достиг
результата,
степени
изменений,
которые
произошли в
самом ребенке.
Это структура
учебной
деятельности в
ее развернутой и
зрелой форме.
Однако такую
структуру
учебная
деятельность
приобретает
постепенно.
Конечная цель
учебной
деятельности -
сознательная
учебная
деятельность
ученика, которую
он сам строит по
присущим ей
объективным
законам. Учебная
деятельность,
организуемая
первоначально
взрослым, должна
превращаться в
самостоятельную
деятельность
ученика, в
которой он
формулирует
учебную задачу,
производит
учебные действия
и действия
контроля,
осуществляет
оценку.
Анализируя
актуальную и
относительную
успешность
ребенка, Л. С.
Выготский наряду
с уровнем
актуального
развития ребенка
выделял понятие
зоны ближайшего
развития,
которая
знаменует собой
«расстояние
между уровнем
его актуального
развития,
определяемым с
помощью задач,
разрешаемых
самостоятельно,
и уровнем
возможного
развития
ребенка,
определяемым с
помощью задач,
решаемых
ребенком под
руководством
взрослых и в
сотрудничестве с
более умными его
сотоварищами.
Уровень
актуального
развития
характеризует
успехи развития,
итоги развития
на вчерашний
день, а зона
ближайшего
развития
характеризует
умственное
развитие на
завтрашний
день».
С приходом
ребенка в школу
изменяется
социальная
ситуация, но
внутренне,
психологически
ребенок остается
еще в дошкольном
детстве.
Основными видами
деятельности для
ребенка
продолжают
оставаться игра,
рисование,
конструирование.
Учебной
деятельности еще
предстоит
развиться.
Если с приходом
ребенка в школу
сразу поставить
его в условия
собственно
учебной
деятельности,
это может
привести либо к
тому, что он
быстро включится
в учебную, либо
к тому, что он
растеряется
перед
непосильными
учебными
задачами,
потеряет веру в
себя и начнет
негативно
относиться к
школе и к
ученью.
Попытки
приспособить
детей к учебной
деятельности
через игру,
игровые формы,
внося в занятия
элементы
сюжетных или
дидактических
игр, себя не
оправдывают.
Такое «обучение»
привлекательно
для детей, но
оно не
содействует
переходу к
собственно
учебной
деятельности, не
формирует у них
ответственного
отношения к
выполнению
учебных заданий,
не развивает
произвольных
видов управления
действиями. В
условиях учебной
деятельности
ребенка следует
подводить к
пониманию того,
что это совсем
иная
деятельность,
чем игра, и она
предъявляет к
нему настоящие,
серьезные
требования,
чтобы он
научился реально
изменять самого
себя. Дети
должны научиться
различать
игровые и
учебные задания,
понимать, что
учебное задание
в отличие от
игры
обязательно, его
необходимо
выполнять
независимо от
того, хочет
ребенок это
сделать или не
хочет.
Игра в младшем
школьном
возрасте не
только не теряет
своего
психологического
значения как
желаемая
деятельность, но
продолжает
развивать
психические
функции ребенка,
прежде всего
воображение,
навыки общения в
играх с
правилами, в
интеллектуальных
играх.
В начало
страницы
Особенности
общения
Ребенок,
посещающий
начальную школу,
психологически
переходит в
новую систему
отношений с
окружающими его
людьми. Живя
среди тех же
близких, в том
же пространстве,
называемом
«дом», он
начинает
чувствовать, что
его жизнь
принципиально
изменилась - на
него легли
обязательства не
только ежедневно
посещать школу,
но и подчиняться
требованиям
учебной
деятельности.
Свобода
дошкольного
детства
сменяется
отношениями
зависимости и
подчинения новым
правилам жизни.
Ужесточение
требований к
ребенку, даже в
самой
доброжелательной
форме, возлагает
на него
ответственность
за самого себя.
Начинается
трудный период
испытания
ребенка не
только
необходимостью
ходить в школу,
быть
дисциплинированным,
но и
необходимостью
организации
своего дня дома,
в семье.
Самое главное,
что может дать
семья младшему
школьнику, -
научить его
воздерживаться
от развлечений в
урочное время,
прочувствовать,
что значит «делу
время - потехе
час», брать
ответственность
на себя, тем
самым научиться
управлять своей
волей. Разумная
и любящая
ребенка семья
помогает ему
освоить
предъявляемые к
нему требования
учебной
деятельности и
принять эти
требования как
неизбежное и
необходимое.
Успехи ребенка в
освоении норм
жизни в новых
условиях
формируют у него
потребность в
признании не
только в прежних
формах
отношений, но и
в учебной
деятельности.
Характер
адаптации к
условиям жизни в
младшем школьном
возрасте и
отношение к
ребенку со
стороны семьи
определяют
состояние и
развитие его
чувства
личности. В
условиях
чувствительной к
изменению
социального
статуса ребенка
семьи ребенок
обретает новое
место и внутри
семейных
отношений: он
ученик, он
ответственный
человек, с ним
советуются, с
ним считаются.
Стили
общения в семье.
В период, когда
ребенок начинает
ходить в школу,
новая социальная
ситуация, в
которую он
попадает,
приводит к тому,
что сложившийся
в семье стиль
общения с
ребенком
обретает новые
нюансы.
Авторитарный
стиль,
подразумевающий
жесткое
руководство,
подавление
инициативы и
принуждения,
находит себе
оправдание в
необходимости
подчинить
ребенка школьной
дисциплине.
Окрики и
физические
наказания
являются
типичной формой,
выражающей
власть взрослого
над ребенком.
При этом не
исключается
любовь к
ребенку, которая
может выражаться
достаточно
экспрессивно. В
таких семьях
вырастают или
неуверенные в
себе,
невротизированные
люди, или
агрессивные и
авторитарные -
подобие своих
родителей. В
школе эти черты
личности
проявляются уже
в отношениях со
сверстниками.
Либерально-попустительский
стиль
подразумевает
общение с
ребенком на
принципе
вседозволенности.
Такой ребенок не
знает иных
отношений, кроме
утверждения себя
через требования
«Дай!», «Мне!»,
«Хочу!»,
капризы,
демонстрируемые
обиды и т.п.
Попустительство
приводит к тому,
что он не может
развиваться в
социально зрелую
личность. Здесь
отсутствует
самое главное,
что необходимо
для правильного
социального
развития
ребенка, -
понимание слова
«надо». В
подобной семье
формируется
недовольный
окружающими
людьми эгоист,
который не умеет
вступать в
нормальные
взаимоотношения
с другими
людьми, - он
конфликтен и
труден. В школе
ребенок из такой
семьи обречен на
провал в общении
- ведь он не
приучен
уступать,
подчинять свои
желания общим
целям. Одним из
вариантов
либерально-попустительского
стиля в семье
является
гиперопека.
Гиперопекающий
стиль
изначально
лишает ребенка
самостоятельности
в физическом,
психическом и
социальном
развитии. В
такой семье
родители
растворяются в
ребенке,
посвящают ему
всю свою жизнь.
Добровольное
жертвоприношение
невротизирует
родителей, они
начинают
надеяться на
благодарность
своего ребенка в
будущем, не видя
благодарности в
настоящем,
страдают, не
понимая, что
растят
инфантильного,
неуверенного в
себе, лишенного
самостоятельности
человека.
Демократический
стиль
подразумевает
ценностное
отношение к
ребенку с
высокой
рефлексией и
ответственностью
за него, и
является
наиболее
эффективный
стиль
воспитания.
Здесь ребенку
выражают любовь
и
доброжелательность,
с ним играют и
разговаривают на
интересующие его
темы. При этом
его не сажают
себе на голову и
предлагают
считаться с
другими. Он
знает, что такое
«надо», и умеет
дисциплинировать
себя. В такой
семье растет
полноценный
человек с
чувством
собственного
достоинства и
ответственности
за близких. В
школе ребенок из
такой семьи
быстро обретает
самостоятельность,
он умеет строить
отношения с
одноклассниками,
сохраняя чувство
собственного
достоинства и
знает, что такое
дисциплина.
Общение
с учителем.
Ребенок младшего
школьного
возраста
находится в
большой
эмоциональной
зависимости от
учителя. Стиль
общения учителя
с детьми
определяет их
поведение в
классе во время
урока, в игровой
комнате и в
других местах,
отведенных для
занятий и
развлечений.
Императивный
(авторитарный)
стиль
требует
безусловного,
неукоснительного
подчинения,
поэтому его
называют жестким
стилем. Ребенку
отводится
пассивная
позиция: учитель
стремится
манипулировать
классом, ставя
во главу угла
задачу
организации
дисциплины. Он
подчиняет детей
своей власти в
категорической
форме, не
разъясняет
необходимости
нормативного
поведения. Такой
стиль лишает
ребенка
возможности
осознать свои
обязанности и
права как
школьника,
подавляет
инициативу и не
развивает
мотивации
целенаправленного
управления своим
поведением.
Демократический
стиль
обеспечивает
ребенку активную
позицию: учитель
стремится
поставить
учеников в
отношения
сотрудничества
при решении
учебных задач.
Этот стиль
вызывает у детей
положительные
эмоции,
уверенность в
себе, дает
понимание
ценности
сотрудничества в
совместной
деятельности и
обеспечивает
радость при
достижении
успеха. Этот
стиль объединяет
детей:
постепенно у них
появляется
чувство «Мы»,
ощущение
причастности к
общему делу.
Этот стиль дает
опыт
самоуправления
при мотиве
создания и
сохранения
ценимой среды -
рабочего
состояния всего
класса.
Либерально-попустительский
стиль
снисходительно
слаб, допускает
вредное для
ребенка
попустительство.
Это стиль
непрофессионала.
Отсутствие
профессионализма
мешает учителю
обеспечить
дисциплину в
классе и
квалифицированно
организовать
учебный процесс.
Этот стиль не
обеспечивает и
совместной
деятельности
детей -
нормальное
поведение просто
не организуется,
дети ведут себя
в меру своей
воспитанности,
увлекая за собой
даже
дисциплинированных.
Этот стиль не
обеспечивает
детям
возможности
пережить радость
совместной
деятельности,
учебный процесс
постоянно
нарушается
своевольными
поступками и
шалостями.
Ребенок не
осознает своих
обязанностей.
Несомненно, что
стиль общения
учителя очень
важен для
воспитания,
развития
личности и
успешного
обучения вашего
ребенка.
Поэтому,
рекомендую вам
узнать о первой
учительнице
вашего ребенка,
побеседовать с
ней и даже
посидеть на ее
уроках.
В начало
страницы
Умственное
развитие
Сенсорное
развитие.
Ребенок,
пришедший в
школу, не только
различает цвета,
формы, величину
предметов и их
положение в
пространстве, но
может правильно
назвать
предлагаемые
цвета и формы
предметов,
правильно
соотнести
предметы по
величине. Он
может также
изобразить
простейшие формы
и раскрасить их
в заданный цвет.
Очень важно,
чтобы ребенок
умел
устанавливать
идентичность
предметов тому
или иному
эталону. Эталоны
- это
выработанные
человечеством
образцы основных
разновидностей
качеств и
свойств
предметов. Если
ребенок может
правильно
назвать цвет и
форму предмета,
если он может
соотнести
воспринимаемое
качество с
эталоном, то он
может установить
и идентичность
(мяч круглый),
частичное
сходство (яблоко
круглое, но не
идеально, как
мяч), несходство
(шар и куб).
Основательно
осматривая,
ощупывая или
прослушивая,
ребенок
совершает
соотносящие
действия,
прослеживает
связь
воспринимаемого
с эталоном.
Нормально
развитый ребенок
к школьному
возрасту хорошо
понимает, что
картина или
рисунок есть
отображение
действительности.
Поэтому он
пытается
соотнести
картины и
рисунки с
действительностью,
увидеть то, что
в них
изображено.
Рассматривая
рисунок, копию
картины или саму
картину,
ребенок,
приученный к
изобразительному
искусству, не
воспринимает
используемую
художником
многоцветную
палитру как
грязь, он знает,
что мир состоит
из бесконечного
числа сверкающих
красок. Ребенок
уже умеет
правильно
оценивать
перспективное
изображение, так
как ему
известно, что
один и тот же
предмет,
расположенный
далеко, выглядит
на рисунке
маленьким, а
близко -гораздо
больше. Поэтому
он пристально
всматривается,
соотносит
изображения
одних предметов
с другими. Дети
любят
рассматривать
изображения -
ведь это
рассказы о
жизни, которую
они так
стремятся
постичь. Рисунки
и живопись
содействуют
развитию
знаковой функции
сознания и
художественного
вкуса.
Развитие
мышления.
Мышление ребенка
в начале
обучения в школе
отличается
эгоцентризмом,
особой
умственной
позицией,
обусловленной
отсутствием
знаний,
необходимых для
правильного
решения
определенных
проблемных
ситуаций. Так,
ребенок сам не
открывает в
своем личном
опыте знания о
сохранении таких
свойств
предметов, как
длина, объем,
вес и др.
Отсутствие
систематичности
знаний,
недостаточное
развитие понятий
приводят к тому,
что в мышлении
ребенка
господствует
логика
восприятия.
Ребенку,
например, трудно
оценивать одно и
то же количество
воды, песка,
пластилина и
т.д. как равное
(то же самое),
когда на его
глазах
происходит
изменение их
конфигурации в
соответствии с
формой сосуда,
куда они
помещены.
Ребенок попадает
в зависимость от
того, что он
видит в каждый
новый момент
изменения
предметов.
Однако в
начальных
классах ребенок
уже может
мысленно
сопоставлять
отдельные факты,
объединять их в
целостную
картину и даже
формировать для
себя абстрактные
знания,
отдаленные от
прямых
источников.
Ж. Пиаже
установил, что
мышление ребенка
в 6 – 7 лет
характеризуется
«центрацией» или
восприятием мира
вещей и их
свойств с
единственно
возможной для
ребенка реально
занимаемой им
позиции. Ребенку
трудно
представить, что
его видение мира
не совпадает с
тем, как
воспринимают
этот мир другие
люди. Так, если
попросить
ребенка
посмотреть на
макет, на
котором
представлены три
горы различной
высоты,
заслоняющие друг
друга, а затем
предложить найти
рисунок, на
котором горы
изображены так,
как их видит
ребенок, то он
достаточно легко
справляется с
этой задачей. Но
если попросить
ребенка выбрать
рисунок, на
котором
изображены горы,
так, как их
видит человек,
смотрящий с
противоположной
точки, то
ребенок выбирает
рисунок,
отражающий его
собственное
видение. В этом
возрасте ребенку
трудно
представить
себе, что может
быть другая
точка зрения,
что можно видеть
по-разному.
Переход к
систематическому
обучению в
школе, к
развивающему
обучению
изменяет
ориентировку
ребенка в
окружающих его
явлениях
действительности.
На донаучной
стадии развития
мышления ребенок
судит об
изменениях с
эгоцентрических
позиций, но
переход к
усвоению новых
способов решения
проблем меняет
сознание
ребенка, его
позицию в оценке
предметов и
изменений,
происходящих с
ним. Развивающее
обучение
подводит ребенка
к усвоению
научной картины
мира, он
начинает
ориентироваться
на общественно
выработанные
критерии.
Развитие
внимания.
Познавательная
активность
ребенка,
направленная на
обследование
окружающего
мира, организует
его внимание на
исследуемых
объектах
довольно долго,
пока не иссякнет
интерес. Если
шести-семилетний
ребенок занят
важной для него
игрой, то он, не
отвлекаясь,
может играть
два, а то и три
часа. Так же
долго он может
быть
сосредоточен и
на продуктивной
деятельности
(рисовании,
конструировании,
изготовлении
значимых для
него поделок).
Однако такие
результаты
сосредоточения
внимания -
следствие
интереса к тому,
чем занят
ребенок. Он же
будет томиться,
отвлекаться и
чувствовать себя
совершенно
несчастным, если
надо быть
внимательным в
той
деятельности,
которая ему
безразлична или
совсем не
нравится.
Взрослый может
организовать
внимание ребенка
при помощи
словесных
указаний. Ему
напоминают о
необходимости
выполнять
заданное
действие,
указывая при
этом способы
действия («Дети!
Откроем альбомы.
Возьмем красный
карандаш и в
верхнем левом
углу - вот здесь
- нарисуем
кружок...» и
т.д.).
Младший школьник
в известной
степени может и
сам планировать
свою
деятельность.
При этом он
словесно
проговаривает
то, что он
должен и в какой
последовательности
будет исполнять
ту или иную
работу.
Планирование,
безусловно,
организует
внимание
ребенка.
И все-таки, хотя
дети в начальных
классах могут
произвольно
регулировать
свое поведение,
непроизвольное
внимание
преобладает.
Детям трудно
сосредоточиться
на однообразной
и
малопривлекательной
для них
деятельности или
на деятельности
интересной, но
требующей
умственного
напряжения.
Отключение
внимания спасает
от
переутомления.
Эта особенность
внимания
является одним
из оснований для
включения в
занятия
элементов игры и
достаточно
частой смены
форм
деятельности.
Развитие
памяти.
Мы уже знаем,
что дошкольный
возраст -
возраст
интенсивного
развития памяти.
Принято считать,
что в этот
период память
является ведущим
познавательным
процессом,
психической
функцией. В
самом деле,
ребенок в
дошкольном
возрасте
усваивает речь
настолько, что
становится
истинным
носителем
родного языка.
Память
схватывает
значимые для
ребенка события
и сведения и
сохраняет их.
Дошкольное
детство
оставляет много
воспоминаний на
всю оставшуюся
жизнь человека.
Когда
запоминание
становится
условием
успешной игры
или имеет
значение для
реализации
притязаний
ребенка, он
легко запоминает
слова в заданном
порядке, стихи,
последовательность
действий и др.
Ребенок может
пользоваться
приемами
запоминания уже
сознательно. Он
повторяет то,
что надо
запомнить,
старается
осмыслить,
осознать
запоминаемое в
заданной
последовательности.
Однако
непроизвольное
запоминание
остается более
продуктивным.
Здесь опять-таки
все определяет
интерес ребенка
к делу, которым
он занят.
В школе ребенок
встает перед
необходимостью
запоминать
произвольно.
Учебная
деятельность
неукоснительно
требует от
ребенка
запоминания.
Учитель дает
ребенку
указания, каким
образом можно
запомнить и
воспроизвести
то, что следует
выучить. Вместе
с детьми он
обсуждает
содержание и
объем материала,
распределяет его
на части (по
смыслу, по
трудности
запоминания и
др.), учит
контролировать
процесс
запоминания.
Понимание
является
необходимым
условием
запоминания -
учитель
фиксирует
внимание ребенка
на необходимости
понимания, учит
ребенка понимать
то, что он
должен
запомнить,
задает мотивацию
стратегии
запоминания:
сохранение
знаний, навыков
не только для
решения школьных
заданий, но и
для всей
последующей
жизни.
Произвольная
память
становится
функцией, на
которую
опирается
учебная
деятельность, и
ребенок приходит
к пониманию
необходимости
заставить
работать на себя
свою память.
Именно
заучивание и
воспроизведение
учебного
материала
позволяет
ребенку
рефлексиро-вать
свои личные
психические
изменения в
результате
погружения в
учебную
деятельность и
воочию увидеть,
что «учить себя»
- значит
изменить самого
себя в знаниях и
в обретении
способности к
произвольным
действиям.
Развитие
воображения.
В младшем
школьном
возрасте ребенок
в своем
воображении уже
может создавать
разнообразнейшие
ситуации.
Формируясь в
игровых
замещениях одних
предметов
другими,
воображение
переходит и в
другие виды
деятельности.
В условиях
учебной
деятельности к
воображению
ребенка
предъявляют
специальные
требования,
которые
побуждают его к
произвольным
действиям
воображения.
Учитель на уроке
предлагает детям
представить себе
ситуацию, в
которой
происходят некие
преобразования
предметов,
образов, знаков.
Эти учебные
требования
побуждают
развитие
воображения, но
они нуждаются в
подкреплении
специальными
орудиями - иначе
ребенок
затрудняется
продвинуться в
произвольных
действиях
воображения. Это
могут быть
реальные
предметы, схемы,
макеты, знаки,
графические
образы и др.
Ребенок,
испытывая
трудности в
реальной жизни,
воспринимая свою
личную ситуацию
как безысходную,
может уйти в
воображаемый
мир. Так, когда
нет отца и это
приносит
невыразимую
боль, в
воображении
можно обрести
самого
замечательного,
самого
необыкновенного
- великодушного,
сильного,
мужественного
отца. В
воображении
можно даже
спасти отца от
смертельной
опасности, и
тогда он будет
не просто любить
тебя, но и
ценить твою
смелость,
находчивость и
мужество.
Воображение дает
временную
возможность
расслабиться,
освободиться от
напряжения для
того, чтобы
продолжать жить
дальше без отца.
Когда притесняют
сверстники -
бьют, угрожают
расправой,
унижают
морально, в
воображении
можно создать
особый мир, в
котором ребенок
или разрешает
свои проблемы
собственным
великодушием,
разумным
поведением, или
превращается в
агрессивного
повелителя,
который жестоко
мстит своим
обидчикам.
Очень важно
прислушиваться к
высказываниям
ребенка по
поводу
притесняющих его
сверстников. Что
доминирует в его
эмоциях -
огорчение,
недоумение по
поводу поведения
обидчиков или
агрессия? Только
понимая
глубинные
чувства ребенка,
можно попытаться
ему помочь.
Воображение при
всей его пользе
для подготовки к
творческой
деятельности
может увести
ребенка от
реального мира,
придав
болезненность
его душевной
жизни.
Воображение
может заводить
ребенка и в
тупик, создавая
навязчивые
образы, которые
действительно
упорно
преследуют
ребенка.
Воображение в
жизни ребенка
играет большую
роль, чем в
жизни взрослого,
проявляясь
гораздо чаще, и
чаще допускает
нарушение
жизненной
реальности.
Неустанная
работа
воображения -
важнейший путь
познания и
освоения
ребенком
окружающего
мира, способ
выйти за пределы
личного
практического
опыта, важнейшая
психологическая
предпосылка
развития
способности к
творчеству и
способ освоения
нормативности
социального
пространства,
последнее
принуждает
работать
воображение
непосредственно
на развитие
личностных
качеств.
В начало
страницы
Развитие
личности
В возрасте 7 -
11 лет ребенок
начинает
понимать, что он
представляет
собой некую
индивидуальность,
которая,
безусловно,
подвергается
социальным
воздействиям.
Самосознание
ребенка
интенсивно
развивается, а
его структура
укрепляется,
наполняясь
новыми
ценностными
ориентациями.
С поступлением в
школу ребенок
обращает
внимание на то,
как реагируют
одноклассники на
его домашнее,
детское имя.
Если он
улавливает
иронию,
насмешку, то тут
же стремится
изменить
возникающие
дискомфортные
ситуации,
связанные с
реакцией на его
имя. Он просит
домашних
называть его
иначе, с чем,
безусловно,
следует
считаться.
В то же время,
если сверстники
с приязнью
произносят имя
ребенка, он
испытывает
чувство
глубокого
удовлетворения
ими и самим
собой. Именно в
школе, в
процессе
постоянного
общения со
сверстниками
ребенок начинает
ценить
доброжелательное
к себе
отношение,
выражаемое и в
том, как к нему
обращаются. Свою
приязнь ребенок
стремится
выразить таким
же образом - он
учится
приветливым
формам общения и
обращению к
другому по
имени.
Ценностные
ориентации на
имя становятся
нормой жизни.
Фамилия
представляет
собой
наследованное
семейное
(родовое)
наименование,
прибавляемое в
официальной
обстановке к
личному имени.
Ребенок,
привыкнув к
своему личному
имени, вначале
испытывает
некоторое
напряжение
оттого, что не
слышит
привычного для
него способа
обращения.
Однако, наблюдая
всеобщность
обращения по
фамилии,
особенно в устах
учителя,
принимает эту
форму общения.
Конечно же, для
ребенка всегда
значимо, если
вместе с
фамилией
называют и его
имя.
В условиях
обучения в школе
от ребенка
требуется
дисциплина, что
призывает к
сознательному
подавлению
экспрессии.
Подавляемые
привычные эмоции
формируют у
ребенка
определенный тип
статичных поз и
двигательных
реакций:
зажатость и
скованность
движений,
защитные позы,
застывшие позы
готовности к
агрессии. Так
как позы и
телесные
движения не
существуют сами
по себе, они
рефлекторно
связаны и с
мимикой ребенка.
Именно
доминирующие
позы, жесты,
мимика ребенка
свидетельствуют
о его
доминирующем
психическом
состоянии.
В психологии
существует идея
о хронических
энергетических
телесных
блокировках,
возникающих на
физическом
уровне". В. Райх
называет эти
блокировки
защитными
механизмами или
«броней
характера» -
имеется в виду
хроническое
мышечное
напряжение,
связанное с
подавлением
неприятных
эмоций.
Напряжение,
накопившееся в
скелетных мышцах
тела через
выраженный
мускульный
тонус, держит
статические
выразительные
позы и создает
типологию
движений и
жестов.
Доминирующее
состояние
становится
читаемым.
Подавленный,
робкий ребенок,
агрессивный
ребенок,
расторможенный
ребенок сообщают
своими внешними
телесными
проявлениями о
своих привычных
психических
состояниях.
Специальное
внимание следует
уделять развитию
физической
культуры
ребенка. С
первых лет
обучения в школе
именно на уроках
физкультуры дети
должны
приобретать
привычки и
устойчивый
интерес к
систематическим
занятиям
физическими
упражнениями и
спортом.
Овладение своим
телом, ощущение
тонуса,
готовность к
подвижным играм
и соревнованию -
все это должно
культивироваться
в сознании
ребенка как
чистая радость
бытия, как
ответственность
перед другими;
ведь быть
красивым, ловким
и сильным, быть
чистым и опрятно
одетым - значит
радовать собой
других.
Половая
идентификация.
Младший школьник
уже знает о
своей
принадлежности к
тому или иному
полу. Он уже
понимает, что
это необратимо,
и стремится
утвердить себя
как мальчик или
девочка. Мальчик
знает, что он
должен быть
смелым, не
плакать,
уступать дорогу
всем взрослым и
девочкам.
Мальчик
присматривается
к мужским
профессиям. Он
знает, что такое
мужская работа.
Сам пытается
что-то отпилить,
что-то забить.
Очень гордится,
когда эти его
старания
замечены и
одобрены.
Мальчики
стараются вести
себя, как
свойственно
мужчинам.
Девочка знает,
что она должна
быть
приветливой,
доброй,
женственной, не
драться, не
плеваться, не
лазать по
заборам. Она
приобщается к
домашней работе.
Когда ее хвалят
за то, что она
рукодельница и
хозяюшка, она
вспыхивает от
удовольствия и
смущения.
В начало
страницы |
|