Игрушка возникает в истории человечества как
средство подготовки ребенка к жизни в современной ему
системе общественных отношений. Игрушка - предмет, служащий
для забавы и развлечений, но одновременно являющийся
средством психического развития ребенка.
В младенчестве ребенок получает погремушки,
которые определяют содержание его поведенческой активности,
его манипулирования. Он внимательно разглядывает подвешенные
перед его глазами игрушки, что упражняет его восприятие
(происходит запечатление форм и цветов, возникает
ориентировка на новое, появляется предпочтение).
В раннем возрасте ребенок получает так
называемые автодидактические игрушки (матрешки, пирамидки и
др.), в которых заложены возможности развития ручных и
зрительных соотносящих действий. Развлекаясь, ребенок учится
соотносить и различать формы, размеры, цвета.
В этом же возрасте он получает множество
игрушек - заместителей реальных предметов человеческой
культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда,
игрушечная мебель), машин и др. Через подобные игрушки
ребенок осваивает функциональное назначение предметов,
овладевает орудийными действиями.
Многие игрушки современных детей имеют
исторических прародителей, которые возникли на определенном
этапе развития человечества. Уменьшенные лук и стрелы,
бумеранги, ножи и т.д. имели у древних народов особое
назначение. Они обучали ребенка, готовящегося к будущей
жизни, конкретным орудийным действиям. В наше время эти
предметы превращены в игрушки, которые, с одной стороны, как
бы сохраняют функцию предмета - прародителя (лук пускает
стрелу, стрела летит и попадает в цель; бумеранг
возвращается; нож режет и т.д.), но, с другой стороны, уже
не служат настоящими орудиями (игрушечный лук не имеет
достаточной упругости, чтобы придать стреле большую скорость
и силу удара). Игрушки - копии реальных орудий имеют
совершенно иные функции, чем сами орудия. Они служат для
развития у ребенка не частных профессиональных качеств, а
некоторых общих качеств, например меткости, ловкости.
Игрушки - копии предметов, существующих в
быту взрослых, приобщают ребенка к этим предметам. Он
познает их функциональное назначение, что помогает ему
психологически войти в мир постоянных вещей.
Помимо игрушек, созданных специально для
детской игры, в качестве игрушек часто используются
различные бытовые предметы (пустые катушки, спичечные
коробки, карандаши, лоскутки, веревочки и др.) и так
называемый природный материал (шишки, веточки, щепочки,
кора, сухие корни и др.). Взрослый подсказывает ребенку
возможность использования подобных предметов в качестве
заместителей реальных предметов.
Большинство из перечисленных предметов может
быть использовано по-разному в зависимости от сюжета игры и
ситуативных задач; в игре эти предметы выступают как
полифункциональные. Выступая в качестве заместителей многих
предметов, они помогают ребенку уже в трехлетнем возрасте
овладеть действиями замещения. Если ребенок, получая в руки
предмет с закрепленной за ним функцией, действует с ним в
соответствии с этой функцией и затрудняется использовать
этот предмет по другому назначению, то, получая
полифункциональный предмет, он легко использует его в
качестве множества других предметов, которые он замещает.
Особое место среди игрушек занимают куклы и
мягкие игрушки- изображения мишки, зайца, обезьяны, собаки и
др. Первоначально ребенок выполняет с куклой только те
действия, которые ему показывает взрослый: качает куклу,
возит ее в коляске, кладет в кроватку. Это прежде всего
подражательные действия, а не изображение отношений
взрослых. В дальнейшем взрослый предлагает ребенку куклу или
игрушечную зверюшку как объект для эмоционального общения.
Ребенок учится покровительствовать, проявлять заботу,
сопереживать игрушке во всех ее кукольных перипетиях,
которые ребенок сам создает в своем воображении на основе
собственного опыта. Играя с куклой или игрушечной зверюшкой,
ребенок учится рефлексии, эмоциональному отождествлению.
Кукла имеет особое значение для
эмоционального и нравственного развития ребенка. Благодаря
воле и воображению ребенка, она «ведет себя» исключительно
так, как это нужно в данный момент ее хозяину. Она умна и
послушна. Она ласкова и весела. Она строптива и упряма. Она
лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей
куклой все события собственной и чужой жизни во всех
эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его
пониманию. Кукла или мягкая игрушка - заместитель идеального
друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому
потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника
- не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка
не только дочка или сынок. Кукла или мягкая игрушка -
партнер в общении во всех его проявлениях. У каждого ребенка
устанавливаются особые отношения со своей куклой или
зверюшкой, он по-своему привязывается к игрушке, переживая
благодаря ей множество разнообразных чувств.
Куклы - копии человека, имеют разное
предназначение в игре. У традиционной «прекрасной» куклы
большие глаза, обрамленные длинными ресницами, короткий
носик, маленький яркий рот, обязательно роскошные (белые,
золотые, рыжие, черные) волосы. «Прекрасная» кукла может
быть дочкой, принцессой, мамой. В «прекрасную» куклу играют
в основном девочки.
У характерной куклы (это кукла-мальчик или
кукла-девочка) выражены определенные человеческие качества -
наивность, глупость, озорство и т.д. Эти куклы несут в себе
характерологическую заданность, которая часто определяет
разыгрывание сюжета. Этих кукол любят все дети.
Куклы - герои народных и авторских сказок,
мультфильмов и т.д. - также имеют характерную внешность
(Буратино, Чебурашка, Белоснежка и др.), но помимо этого они
несут в себе заданность образа поведения, стабильную
нравственную характеристику, не зависящую от меняющихся
сюжетных линий в игре. Такие куклы как бы требуют от ребенка
определенного поведения. Например, Буратино, Карлсон,
Чебурашка всегда хорошие, добрые, справедливые и честные, а
Карабас Барабас, Бармалей - плохие, злые, несправедливые и
лживые. Интересно, что в самих сказках положительные герои
не несут в себе всего множества положительных черт, которые
ребенок затем им приписывает, а отрицательные герои не имеют
большого набора негативных черт. Благодаря тому что куклы -
герои сказок являются для ребенка эталонами нравственного
облика, он сосредоточивает на них весь свой моральный опыт и
проигрывает сюжеты с проблемными ситуациями межличностных
отношений. Характерные куклы, куклы - герои мультфильмов
любимы не только девочками, но и мальчиками.
Любимая игрушка
учит ребенка доброте, способности идентифицироваться с
куклой, с природой, с другими людьми. Поэтому, к выбору
игрушек вашему малышу надо подойти со всей серьезностью.
Вернуться в
раздел "Детская психология"