|
Адаптация первоклассника к школе
Термин "адаптация" имеет латинское
происхождение и обозначает приспособление строения и функций
организма, его органов и клеток к условиям среды.
Понятие адаптации непосредственно связано с
понятием "готовность ребенка к школе" и включает три
составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и
социальную, или личностную. Все составляющие тесно
взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них
сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии
здоровья первоклассника, его работоспособности, умении
взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться
школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и
необходимый для дальнейшего обучения уровень развития
психических функций свидетельствуют о физиологической,
социальной или психологической готовности ребенка.
Физиологическая
адаптация.
В физиологической адаптации к школе выделяют
несколько этапов:
-
Острая адаптация (первые 2-3 недели) - это самое
тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые
воздействия организм ребенка отвечает значительным
напряжением практически всех своих систем, в результате в
сентябре многие первоклассники болеют.
-
Неустойчивое приспособление - организм ребенка
находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций
на новые условия.
-
Период относительно устойчивого приспособления -
организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Адаптация в целом длится от двух до шести
месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей
первоклассника. Некоторые дети к концу первой четверти
худеют, у многих отмечается снижение артериального давления
(что является признаком утомления), а у некоторых -
значительное его повышение (признак настоящего
переутомления). У многих первоклассников родители наблюдают
головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита,
врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения
нервно-психического здоровья и другие недомогания.
Именно в течение первой четверти число
учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает
примерно на 14-16%, а к концу учебного года число таких
детей увеличивается примерно на 20%.
Как помочь..?
Самое элементарное – соблюдение режима.
После школы первокласснику желательно спать
днем, так как с непривычки детский организм будет сильно
уставать. Домашние задания - те самые, которых по закону в
первом классе не должны задавать! - вечером перед сном
готовить не следует. Ведь ребенок уже устал под конец дня.
Лучше делать уроки в середине дня. Считается, что у мозговой
активности в течение суток имеется два пика: 9-12 часов и
16-18 часов, когда и имеет смысл делать уроки.
Важно уложить ребенка спать не позже 9 часов
вечера. Детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов
в сутки. Выспавшись, наш первоклассник успеет позавтракать,
сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками.
Больше движений.
От деятельности мышц напрямую зависит работа
отдела мозга, который заведует работой желез внутренней
секреции, системы кровообращения и пищеварения. Между тем
достаточно два раза в неделю хотя бы по тридцать минут
поиграть, например, в футбол - и в мозгу человека возникнет
новый очаг радостного возбуждения, который со временем, если
занятия физкультурой станут систематическими, подавит очаг
застойного отрицательного возбуждения, откроет путь к
выздоровлению.
С приходом в школу у детей в два раза
сокращается двигательная активность. А что такое
двигательная активность для ребенка? Это его нормальный
рост, развитие, жизнь, в конце концов. При поступлении в
школу у ребенка тут же тормозятся и рост и развитие. И к
этому нужно быть готовым. Поэтому, если ребенок рвется на
улицу побегать во дворе, не запрещайте, даже если уроки еще
не сделаны, ведь здоровье дороже! Педиатры и детские
невропатологи считают, что ребенок должен активно двигаться
3-4 часа. Если ваш ребенок не очень любит уличные «гонки»,
можно записать его в бассейн или спортивную секцию.
Психологическая адаптация.
Последние дни перед 1 сентября и начало
учебы - трудное время для ребенка. Да, он хочет в школу или,
по крайней мере, не возражает против школы. Но вдруг ни с
того ни с сего начинаются капризы, даже истерики. Это
кажется нам совершенно непонятным, ведь никто не обижает,
общий фон положительный, трудностей пока никаких. А у
первоклассника тем не менее откуда-то возникают резкие
перепады настроения. Даже у самых послушных детей могут
начаться капризы. Хочу - не хочу, буду - не буду, пойду - не
пойду. Что же происходит?
У вашего ребенка – стресс. Стресс - любое
сильное воздействие, не переходящее границ адаптивных
возможностей нервной системы. Стресс может быть
физиологическим, например, холодное обливание, оно
стимулирует организм, и психологическим, например, смена
работы или переезд в другой город. У вашего ребенка
психологический стресс, он вступил в новую, неизвестную
жизнь. А все капризы ребенка – это лишь крик о помощи, так
как просто сказать об этом ребенок не может, он и сам не
понимает, что с ним происходит.
Как помочь..?
Во-первых, важно, не кричать на ребенка и
тем более не наказывать его физически, а просто
разговаривать с ребенком в спокойном тоне.
Во-вторых,
уделяйте больше внимания своему ребенку, это так важно для
него. Внимание - это то, от чего делается хорошо, приятно.
Поощрение, одобрение, радость от твоего присутствия. И еще,
как ни странно, - просто констатация факта, что родители
тебя видят. Например, дочка читает книжку. Входит мама и, не
останавливаясь, мимоходом спрашивает «Что, Репку читаешь?» И
все, пошла мимо. Казалось бы, пустая фраза, риторический
вопрос. А дочка слышит в нем: "Я тебя вижу. Я заметила, что
у тебя в руках «Репка». Я рада, что ты есть на свете. Иду
делать свои дела, а потом мы с тобой почитаем вместе».
Социальная адаптация.
Личностная, или социальная, адаптация
связана с желанием и умением ребенка принять новую роль -
школьника и достигается целым рядом условий.
-
Развитие у детей умения слушать,
реагировать на действия учителя, планировать свою работу,
анализировать полученный результат - то есть умений и
способностей, необходимых для успешного обучения в начальной
школе.
-
Развитие умения налаживать контакт с
другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть
общительным и интересным для окружающих - то есть умений,
позволяющих устанавливать межличностные отношения со
сверстниками и педагогами.
-
Формирование умения правильно оценивать
свои действия и действия одноклассников, пользоваться
простейшими критериями оценки и самооценки (такими
критериями выступают полнота знаний, их объем, глубина;
возможность использовать знания в различных ситуациях, то
есть практически, и т д.) - то есть устойчивой учебной
мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о себе и
низкого уровня школьной тревожности.
Еще один важный момент. Успешность адаптации
во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки.
Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе
этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих
возможностях и способностях, чертах своего характера и
человеческих качествах. Так постепенно складывается наша
самооценка. Процесс этот начинается в раннем возрасте:
именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его,
принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех
или неудача. В дошкольном возрасте у ребенка складывается
ощущение благополучия или неблагополучия.
Безусловно, адекватная самооценка облегчает
процесс адаптации к школе, тогда как завышенная или
заниженная, напротив, осложняют его. Однако даже если у
ребенка адекватная самооценка, взрослые должны помнить, что
начинающий школьник пока не может справиться со всеми
задачами самостоятельно. Чтобы помочь ребенку преодолеть
кризис семи лет, помочь адаптироваться к школьным условиям,
необходимо понимание и чуткое отношение учителя,
внимательность, большая любовь и терпение родителей, а при
необходимости - консультации профессиональных психологов.
Как говорится, «Кто предупрежден, тот
вооружен». Теперь вы вооружены, уважаемые родители, и можете
стать надежным помощником и другом вашему первокласснику.
Хороших вам оценок!!!
Вернуться в раздел "Детская
психология"
|
|