|
Причины детской агрессивности
Агрессивность можно трактовать как
стремление одного существа причинить вред другому.
Агрессивность может проявляться в нескольких формах:
- агрессивные действия,
- агрессивные мысли, намерения;
- словесная агрессия.
Для взрослых агрессия у детей кажется чем-то
ужасным и ненормальным, они впадают в панику и не знают что
делать. На самом деле любое негативное поведение ребенка -
это крик о помощи. Это хорошо, что ребенок выражает свои
проблемы в такой форме, хуже если эти самые проблемы
перерастут в болезни. Дети не могут, как взрослые, сидеть
спокойно на стуле и разговаривать о том, что их беспокоит.
Они просто не знают слов, с помощью которых могли бы описать
свои мысли и чувства. Поэтому они проигрывают свои
переживания в играх или показывают их нам какими-то
действиями. Это выражается в нарушении поведения ребенка.
Причины детской агрессии.
Причины появления агрессии у детей могут
быть самыми разными, но самые основные следующие:
1.
воспитание в семье, начиная с первых дней жизни
ребенка;
2.
некоторые соматические заболевания или заболевания
головного мозга, различные нарушения интеллектуального и
психического развития;
3.
психологические проблемы, с которыми он не
справляется.
Так как чаще всего причиной детской
агрессивности является именно психологические проблемы,
давайте разберем их более подробно.
Привлечение внимания. Дети,
которым родители уделяют мало времени (работа забирает все
свободное время), которые испытывают недостаток любви и
ласки, стараются всячески обратить на себя внимание. Они не
могут найти слова, чтобы сказать вам об этом, и проявление
агрессивности это способ привлечь ваше внимание. Для них
важен любой знак внимания, даже негативный.
Чувство страха и недоверия к
окружающему миру. К первому году жизни у ребенка
формируется либо базовое чувство доверия к окружающему миру
и людям, ощущение безопасности, либо недоверия, страха и
тревоги. Если ребенок имел негативный опыт отношений с
людьми, или мама испытывала страх и находилась в тревоге за
свое, а, следовательно, и за его будущее, то малыш, для
которого еще нет отделения себя от мамы, наполняется теми же
чувствами, и его первый опыт взаимодействия с окружающим
говорит ему о том, что здесь не так уж безопасно, поэтому он
начинает защищаться. Агрессивные вспышки таких детей
выглядят очень неожиданными и непонятными.
Социальное научение.
Ребенок, с которым жестоко обращаются, непременно будет
повторять эту поведенческую модель, так как авторитет
взрослого в этом возрасте очень высок. Если ребенок жил в
семье, где часто сорились, кричали друг на друга, то он
будет делать то же самое, уже находясь в другой среде. Если
ребенок часто смотрит боевики, он усваивает пример
всепобеждающего супермена, для которого не существует
никаких законов. Именно поэтому психологи советуют родителям
оградить своего ребенка в возрасте до 6-7 лет от боевиков и
ужастиков, а смотреть вместе с ними добрые фильмы и
мультики.
Реакция на запреты взрослых.
Конечно, запрещать ребенку можно и даже нужно, чтобы
сформировать представления о том, что можно и нельзя, что
плохо, а что хорошо. Но, родителям важно учитывать два
момента:
во-первых, важно научиться грамотно
устанавливать запреты и границы. Распространенной ошибкой
взрослых является запрет без объяснений: «Оля, нельзя,
отойди от цветов немедленно». А почему? Важно объяснить,
чтобы ребенок понял, чтобы у него сформировалось
представление о ситуации. Например, «Оля, рвать листья
нельзя, а то цветики завянут. На цветы можно смотреть и за
ними нужно ухаживать».
во-вторых, важно помнить, что главной потребностью любого
ребенка является необходимость чувствовать, что его любят и
ценят.
Проявление жажды власти.
Дети, которые общаются с остальными, нападая на всех и
нарушая все правила, вдруг понимают, что это очень приятно -
быть главным, сильным, когда тебя все слушаются и все
боятся. В таком случае нужно объяснить ребенку, что для
того, чтобы быть в центре внимания, совсем не обязательно,
чтобы тебя боялись, есть лучшие способы, например,
рассказывать интересные истории, придумывать игры, помогать
друзьям. Но такие объяснения далеко не всегда помогают.
Тогда в ход вступают те самые запреты, о которых мы
говорили. И еще в такой ситуации важно, чтобы эти запреты
выражал значимый (авторитетный) для него человек. Значимыми
для него являются справедливость и сила. Когда ваш авторитет
доказан, нужно уметь вовремя твердо сказать ребенку: «Я не
позволю тебе этого делать».
Негативная самооценка.
Делая замечания ребенку,
нужно быть осторожными в своих высказываниях,
так как дети очень болезненно реагируют на любую критику.
Когда мы говорим: «Ты себя плохо ведешь», ребенок
воспринимает это как: «Я плохой, и я веду себя, как плохой».
Нужно говорить не «ты меня убиваешь, когда так делаешь», а
«мне очень плохо, когда ты так делаешь»; не «ты мешаешь», а
«знаешь, всем детям плохо, когда ты шумишь». Т. е.
реагировать не на личность, а на конкретный поступок и
помочь ребенку это понять.
Детская агрессия: когда поможет
только психолог.
Если вы не справляетесь с агрессивностью
вашего ребенка, то есть, если чувствуете неуверенность в
том, как поступить, сами срываетесь и кричите на ребенка, а
потом испытываете чувство вины, и вам кажется, что вы уже
перепробовали все методы воспитания – это, конечно, повод
для обращения к психологу. Чем раньше вы заметили трудности,
которые возникают у вас и вашего ребенка в отношениях с
другими людьми, – тем проще исправить ситуацию, тем быстрее
вы сможете вместе со специалистом найти решение ваших
проблем.
Очень мало на свете родителей, которые так
или иначе не сталкивались бы с детской агрессивностью, не
изумлялись, глядя на своего ребенка, красного от гнева и
крушащего детской лопаткой все вокруг. В большинстве случаев
детская агрессия абсолютно естественная вещь. Проблема не в
самой детской агрессивности как реакции на внешние
раздражающие факторы, а скорее в способах ее выражения.
Вернуться в
раздел "Детская
психология"
|
|