Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный
характер и сопровождается определенными физиологическими
изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на
частоте пульса и дыхания, показателях артериального
давления, выделении желудочного сока.
Понимание
опасности, ее осознание формируется в процессе жизненного
опыта и межличностных отношений, когда некоторые
безразличные для ребенка раздражители постепенно приобретают
характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях
говорят о появлении травмирующего опыта (испуг, боль,
болезнь, конфликты, неудачи, поражения и т. д.).
Маленькому
ребенку пока еще не ясно, чем все это грозит, но он уже
распознает сигнал тревоги, и, естественно, у него возникает
реакция страха, как регулятор его поведения. Но если
запугивать "без нужды", так, на всякий случай, то ребенок
полностью теряет спонтанность в поведении и уверенность в
себе. Тогда-то страхи и начинают размножаться без каких-либо
ограничений, а ребенок становится все более напряженным,
скованным и осторожным.
Виды страха:
1) Ситуативный
страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей
взрослого человека или ребенка обстановке, например, при
стихийном бедствии, нападении собаки и т. д. Часто он
появляется в результате психического заражения паникой в
группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов
семьи, тяжелых испытаний, конфликтов и жизненных неудач.
2) Личностно
обусловленный страх предопределен характером человека,
например, его повышенной мнительностью, и способен
появляться в новой обстановке или при контактах с
незнакомыми людьми.
Несмотря на то
что страх - это интенсивно выражаемая эмоция, следует
различать его обычный, естественный, или возрастной, и
патологический уровни. Обычно страх кратковремен, обратим,
исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные
ориентации человека, существенно не влияет на его характер,
поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Более
того, некоторые формы страха имеют защитное значение,
поскольку позволяют избежать соприкосновения с объектом
страха.
На патологический
страх указывают его крайние, драматические формы выражения
(ужас, эмоциональный шок, потрясение) или затяжное,
навязчивое, труднообратимое течение, непроизвольность, то
есть полное отсутствие контроля со стороны сознания, как и
неблагоприятное воздействие на характер, межличностные
отношения и приспособление человека к социальной
действительности.
Проявления
страха
Иногда выражения
страха так очевидны, что не нуждаются в комментариях,
например, ужас, оцепенение, растерянность, плач, бегство. О
других страхах можно судить только по ряду косвенных
признаков, таких как стремление избегать посещения ряда
мест, разговоров и книг на определенную тему, смущение и
застенчивость при общении.
Поскольку
объединяющим началом для страха и тревоги будет чувство
беспокойства, то рассмотрим проявления последнего.
При остром
чувстве беспокойства человек теряется, не находит нужных
слов для ответа, говорит невпопад, невнятным, дрожащим от
волнения голосом и часто замолкает совсем. Взгляд
отсутствующий, выражение лица испуганное. Внутри все
"опускается", холодеет, тело становится тяжелым, ноги
ватными, во рту пересыхает, дыхание перехватывает, "сосет
под ложечкой", щемит в области сердца, ладони становятся
влажными, лицо бледнеет. Одновременно он совершает много
липших движений, переминается с ноги на ногу, поправляет без
конца одежду или становится неподвижным и скованным.
Перечисленные симптомы острого беспокойства говорят о
перенапряжении психофизиологических функций организма, их
расстройстве.
При состояниях
беспокойства (тревожности и боязни) страх прячется в
различных темных закоулках психики, выжидая подходящего
момента для проявления. В состоянии беспокойства с
преобладанием тревожности отмечаются двигательное
возбуждение, непоследовательность в поступках, нередко
чрезмерное любопытство и стремление занять себя любой, даже
ненужной, деятельностью. Характерна непереносимость
ожидания, которая выражается спешкой и нетерпением. Темп
речи ускорен, иногда в виде трудно управляемого потока слов.
Типичны многословность, излишняя обстоятельность в
разъяснениях, беспрерывные звонки, что создает видимость
занятости и устраняющие в ряде случаев страх одиночества.
При состояниях
хронического беспокойства и страха человек находится в
напряженном ожидании, легко пугается, редко улыбается,
всегда серьезен и озабочен. Он не может полностью расслабить
мышцы, излишне устает, ему свойственны преходящие головные
боли и спазмы в различных участках тела. Несмотря на
усталость, не удается сразу заснуть, так как мешают всякого
рода навязчивые мысли, догадки, предчувствия. Сон
беспокойный, часто бывают сноговорения, шумное дыхание.
Постоянно преследуют кошмарные сновидения. Характерны
внезапные пробуждения с ясным сознанием, обдумыванием
беспокоящих вопросов и нередко их решением. Нет "чувства
сна", а есть стремление как можно раньше проснуться, при
этом возникают спешка, страх не успеть, и все начинается
снова.
Вернуться в
раздел "Детская
психология"