В целом для детей старшего дошкольного возраста характерны
общительность и потребность в дружбе. Заметно преобладание в
группе детского сада общения со сверстниками того же пола,
принятие в среде которых имеет существенное значение для
самоутверждения и адекватной самооценки.
У 6-летних детей
уже развито понимание, что кроме хороших, добрых и
отзывчивых родителей есть и плохие. Плохие - это не только
несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые
ссорятся и не могут найти согласия между собой. Отражение мы
находим в типичных для возраста страхах перед чертями как
нарушителями социальных правил и сложившихся устоев, а
заодно и как представителями потустороннего мира.
В большей степени
подвержены боязни чертей послушные дети, испытавшие
характерное для возраста чувство вины при нарушении правил,
предписаний по отношению к значимым для них авторитетным
лицам.
Возрастные
проявления навязчивости, тревожности и мнительности сами
проходят у детей, если родители жизнерадостны, спокойны,
уверены в себе, а также если они учитывают индивидуальные и
половые особенности своего ребенка.
Следует избегать
наказаний за неприличные слова, терпеливо объясняя их
неприемлемость и одновременно предоставляя дополнительные
возможности для снятия нервного напряжения в игре. Помогает
и налаживание дружеских отношений с детьми другого пола, и
здесь не обойтись без помощи родителей.
Тревожные
ожидания детей рассеиваются спокойным анализом, авторитетным
разъяснением и убеждением. В отношении мнительности самое
лучшее - не подкреплять ее, переключить внимание ребенка,
побегать вместе с ним, поиграть, вызвать физическое
утомление и постоянно самим выражать твердую уверенность в
определенности происходящих событий.
Как уже
говорилось, исключительным авторитетом у старших
дошкольников пользуется родитель того же пола. Ему во всем
подражают, в том числе привычкам, манере поведения и стилю
взаимоотношений с родителем другого пола, которого
по-прежнему любят. Подобным образом устанавливается модель
семейных взаимоотношений.
К страхам
приводят и неоправданная строгость, жестокость отца в
отношениях с детьми, физические наказания, игнорирование
духовных запросов и чувства собственного достоинства.
В 5-7 лет часто
боятся страшных сновидений и смерти во сне. Причем сам факт
осознания смерти как непоправимого несчастья, прекращения
жизни происходит чаще всего именно во сне: "Я гуляла в
зоопарке, подошла к клетке льва, а клетка была открыта, лев
бросился на меня и съел" (отражение, связанных со страхом
смерти, страхов нападения и животных у девочки 6 лет), "Меня
проглотил крокодил" (мальчик 6 лет). Символом смерти
является вездесущая Баба Яга, которая во сне гоняется за
детьми, ловит их и бросает в печку (в чем и преломляется,
связанный со страхом смерти, страх огня).
Нередко во сне
детям этого возраста может привидеться разлука с родителями,
обусловленная страхом их исчезновения и потери. Подобный сон
опережает страх смерти родителей в младшем школьном
возрасте.
Таким образом, в
5-7 лет сновидения воспроизводят настоящие, прошлые (Баба
Яга) и будущие страхи. Косвенно это указывает на наибольшую
насыщенность старшего дошкольного возраста страхами.
В страшных снах
отражается и характер отношения родителей, взрослых к детям:
"Я поднимаюсь по лестнице, спотыкаюсь, начинаю падать со
ступенек и никак не могу остановиться, а бабушка, как назло,
вынимает газеты и ничего не может сделать", - говорит
девочка 7 лет, отданная на попечение беспокойной и больной
бабушке.
Как правило, дети
сами справляются с подобными переживаниями, но только в том
случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители
не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с
ним (ребенком) тоже может что-то случиться. Если ребенок и
так беспокойный, то тревоги подобного рода только усилят
возрастной страх смерти.
Страх смерти -
своего рода нравственно-этическая категория, указывающая на
известную зрелость чувств, их глубину, и поэтому наиболее
выражен у эмоционально чувствительных и впечатлительных
детей, обладающих к тому же способностью к абстрактному,
отвлеченному мышлению.
Страх смерти
относительно чаще встречается у девочек, что связано с более
выраженным у них, в сравнении с мальчиками, инстинктом
самосохранения. Зато у мальчиков прослеживается более
ощутимая связь страха смерти себя и в последующем -
родителей со страхами чужих, незнакомых лиц, начиная с 8
месяцев жизни, то есть мальчик, боящийся других людей, будет
более подвержен страху смерти, чем девочка, у которой нет
такого резкого противопоставления.
По данным
корреляционного анализа, страх смерти тесно связан со
страхами нападения, темноты, сказочных персонажей (более
активно действующих в 3-5 лет), заболевания и смерти
родителей (более старший возраст), жутких снов, животных,
стихии, огня, пожара и войны.
Страх смерти
наиболее типичен именно для старшего дошкольного возраста.
Они, как и ранее перечисленные, имеют своей мотивацией
угрозу для жизни в прямом или косвенном виде. Нападение со
стороны кого-либо (в том числе животных), равно как и
болезнь, может обернуться непоправимым несчастьем, увечьем,
смертью. То же относится к буре, урагану, наводнению,
землетрясению, огню, пожару и войне как непосредственным
угрозам для жизни. Это и оправдывает данное нами определение
страха как аффективно заостренного инстинкта самосохранения.
Невротической
формой выражения страха смерти является навязчивый страх
заражения. Обычно это внушенный взрослыми страх болезней, от
которых, по их словам, можно умереть. Подобные опасения
падают на благодатную почву повышенной возрастной
чувствительности к страхам смерти и расцветают пышным цветом
невротических страхов.
Страхи быстрее
пройдут, если родители жизнерадостны, спокойны и уверены в
себе, если они объясняют ребенку, за что его наказывают, а
также если они учитывают индивидуальные и половые
особенности своего ребенка.
Материал взят из
книги: А. И. Захаров "Дневные и ночные страхи у детей". -
СПб., 2000
Вернуться в
раздел "Детская
психология"