«Школьная фобия» подразумевает навязчиво преследующий
некоторых детей страх перед посещением школы. Нередко речь
идет не столько о страхе школы, сколько о страхе ухода из
дома, разлуки с родителями, к которым тревожно привязан
ребенок, к тому же часто болеющий и находящийся в условиях
гиперопеки.
Иногда родители
боятся школы и непроизвольно внушают этот страх детям или
драматизируют проблемы начала обучения, выполняя вместо
детей все задания, а также контролируя их по поводу каждой
написанной буквы. В результате у детей появляются чувство
неуверенности в своих силах, сомнения в своих знаниях,
привычка надеяться на помощь по любому поводу.
При этом
тщеславные родители, жаждущие успеха любой ценой, забывают,
что дети даже в школе остаются детьми - им хочется поиграть,
побегать, "разрядиться", и нужно время, чтобы стать такими
сознательными, какими их хотят видеть взрослые.
Обычно не
испытывают страха перед посещением школы уверенные в себе,
любимые, активные и любознательные дети, стремящиеся
самостоятельно справиться с трудностями обучения и наладить
взаимоотношения со сверстниками.
Другое дело, если
речь идет о подчеркнуто самолюбивых, с завышенным уровнем
притязаний детях, которые не приобрели до школы необходимого
опыта общения со сверстниками, не ходили в детский сад,
чрезмерно привязаны к матери и недостаточно уверены в себе.
В этом случае они боятся не оправдать ожиданий родителей,
одновременно испытывая трудности адаптации в школьном
коллективе и отраженный от родителей страх перед
учительницей.
Некоторые дети
панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки или
отвечают у доски, потому что их мать педантично проверяет
каждую букву, каждое слово. И при этом очень драматично ко
всему относится: "Ах, ты сделал ошибку! Тебе поставят
двойку! Тебя выгонят из школы, ты не сможешь учиться!" Она
не бьет ребенка, только пугает. Но наказание все равно
присутствует. Это и есть психологическое битье.
И что же
получается? До прихода матери ребенок готовит уроки. Но все
идет насмарку, потому что приходит мать и начинает уроки
сначала. Ей хочется, чтобы ребенок был отличником. А он не
может им быть в силу разных не зависящих от него причин.
Тогда он начинает бояться отрицательного отношения матери, и
этот страх переходит на учителя, парализует волю ребенка в
самые ответственные моменты: когда вызывают к доске, когда
нужно писать контрольную или неожиданно отвечать с места.
В ряде случаев
страх перед школой вызван конфликтами со сверстниками,
боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Это
характерно для эмоционально чувствительных, часто болеющих и
ослабленных мальчиков, и особенно для тех из них, кто
перешел в другую школу, где уже произошло "распределение
сил" внутри класса.
Помимо "школьных"
страхов для детей этого возраста типичен страх стихии -
природных катаклизмов: бури, урагана, наводнения,
землетрясения. Он не случаен, ибо отражает еще одну
особенность, присущую данному возрасту: так называемое
магическое мышление - склонность верить в "роковое" стечение
обстоятельств, "таинственные" явления, предсказания и
суеверия.
В этом возрасте
переходят на другую сторону улицы, увидев черную кошку,
верят в "чет и нечет", тринадцатое число, "счастливые
билеты". Это возраст, когда одни дети просто обожают истории
о вампирах, привидениях, а другие их панически боятся.
Особой пугающей популярностью когда-то пользовались герои
кинофильмов "Вий" и "Фантомас". В последнее время на смену
им пришли космические пришельцы и роботы. А боязнь
покойников и призраков была всегда.
Типичными
страхами у младших школьников будут страхи Черной Руки и
Пиковой Дамы. Черная Рука - это вездесущая и проникающая
рука мертвеца, в чем нетрудно увидеть наследие Кощея
Бессмертного, точнее - всего того, что осталось от него,
как, впрочем, и Скелета, которого также часто боятся в
младшем школьном возрасте.
Итак, для младших
школьников характерно сочетание социально и инстинктивно
опосредованных страхов, прежде всего страхов несоответствия
общепринятым нормам и страхов смерти родителей на фоне
формирующегося чувства ответственности, магического настроя
и выраженной в этом возрасте внушаемости.
Эти страхи не
возникнут вовсе или безболезненно исчезнут, если ребенок
уверен в себе, самостоятелен, получает поддержку и одобрение
со стороны родителей, старается больше общаться со
сверстниками.