|
Страхи первого года жизни
Повышенное беспокойство у детей первых месяцев жизни чаще
всего возникает, когда не удовлетворяются жизненно важные
физиологические потребности в пище, сне, активности,
освобождении кишечника, тепле, то есть в том, что определяет
физический и эмоциональный комфорт младенца. Он не может
терпеть, ибо его потребности биологически предопределены и
направлены на поддержание и развитие жизни. Только
постепенно ребенок становится способным справляться со
своими нуждами и проявлять меньше беспокойства. Если же
физиологические потребности не удовлетворяются, возможно
длительное сохранение вызванного ими беспокойства, например,
в момент засыпания, принятия пищи, болезни и т. д.
Психологические
потребности как источники беспокойства проявляют себя не
сразу, так как для них необходим определенный уровень
психического развития. Наибольший интерес представляет
потребность в эмоциональном контакте, степень удовлетворения
которого со стороны матери существенно сказывается на
эмоциональном самочувствии и тонусе ребенка первого года
жизни.
Первым
проявлением эмоционального контакта является ответная улыбка
малыша между 1-ым и 2-ым месяцами, говорящая не только о
потребности в положительных человеческих эмоциях, но и о
выделении из окружающих людей матери, а вскоре и других
взрослых (так называемый комплекс оживления).
Внимательное
наблюдение за детьми первых месяцев жизни в домашних
условиях показывает, что уже в возрасте 2 месяцев появляется
не только комплекс оживления, но и пока еще слабо выраженное
и непостоянное беспокойство при отсутствии матери в
относительно непродолжительный период бодрствования и
нахождения в новой обстановке.
Беспокойство
выражается чаще всего двигательным возбуждением и учащением
дыхания, реже - криком, и служит одним из показателей
развития эмоциональной чувствительности. Оно быстро
прекращается при появлении матери, ее ласковом голосе и
улыбке. Все более и более заметно, что ребенок спокоен
только дома и только с матерью или с теми людьми, которые,
подобно матери, любят его и восхищаются им. Привычность и
благоприятность подобной окружающей социальной среды -
условие отсутствия беспокойства или его снижения, если оно
было выражено раньше.
Во втором
полугодии жизни, несмотря на уменьшение беспокойства в новой
обстановке, заметно нарастает психологически мотивированное
беспокойство при уходе матери и появлении незнакомых лиц.
Беспокойство в отсутствие матери становится отчетливо
выраженным в 7, а боязнь чужих - в 8 месяцев, что указывает
на эмоциональный контакт с матерью и способность отличать ее
от других, то есть на появление избирательных отношений. Все
это говорит о формировании эмоционального образа матери,
привязанность к которой является для ребенка источником
удовлетворения жизненно важной потребности. Эта
привязанность характеризуется тремя главными признаками:
·
выделение матери среди других общающихся с
ребенком лиц (что выражается радостью при встрече); ·
потребность в эмоциональном контакте; ·
возникающее беспокойство при прекращении
эмоционального контакта.
Беспокойство в
отсутствие матери в 7 месяцев означает прекращение
эмоционального контакта, нарушение привычной эмоциональной
взаимосвязи и, что самое главное, отдаление объекта
привязанности. Это первый травмирующий опыт потери связи с
окружающим миром, воплощенным пока в лице матери, опыт,
который при дальнейшем его подкреплении является
предпосылкой к развитию страха одиночества, особой
чувствительности к разлуке, неразделенности чувств и
тревожности в целом.
Когда мать на
время уходит от ребенка, он проявляет беспокойство, которое
вскоре превращается в ожидание возвращения матери. Если она
почему-либо задерживается, у эмоционально чувствительных
детей, особенно мальчиков, может развиться своеобразный
"невроз ожидания" - постоянное беспокойство, перерастающее в
тревожное предчувствие предстоящего ухода матери, а затем в
ожидание ее возвращения. Ребенок не может предсказать уход и
приход матери, что уже само по себе является фактором
неопределенности. Частое перенапряжение эмоциональной сферы
в связи с непредсказуемым нарушением контакта с матерью и
ожиданием ее возвращения имеет своим следствием развитие
реакций тревожного типа.
В 8 месяцев
у ребенка повышается чувствительность к голосу матери и к
музыкальным звукам. Это уникальный, никогда больше не
повторяющийся у детей "музыкальный период" в их жизни.
Внимательные родители могут также заметить раскачивания
ребенка в такт музыке, его явное удовольствие при этом -
ведь он бросает даже свою любимую игрушку, ловя каждый звук
понравившейся ему мелодии.
Но ребенок может
испугаться и заплакать от одного появления в голосе матери
непривычных и неприятных ноток раздражения, беспокойства и
угрозы, не говоря уже о повышенном тоне и громко
произнесенном "нельзя!". Настроенный на голос матери ребенок
8-ми месяцев чутко улавливает фальшь и наигранность в голосе
другого человека. Даже если на лице взрослого улыбка, его
выдают глаза, в которых отсутствуют теплота, искренность и
восхищение. Чем настойчивее в таких случаях взрослый
пытается вступить в контакт с ребенком, изображая
заинтересованность и ласку, тем сильнее испытываемые малышом
беспокойство и страх.
Начиная с
14-го месяца жизни наблюдается уменьшение беспокойства
при отсутствии матери и практически прекращается боязнь
посторонних. Ребенок этого возраста уже "поумнел", чтобы
по-своему осознать, что мать принадлежит только ему и
контакты с другими людьми не обязательно являются источником
опасности и способны внести интерес и разнообразие в его
жизнь.
Вместе с тем
сохраняется повышенная чувствительность к эмоциональному
состоянию близких для ребенка взрослых. При их тревоге,
страхе, возбуждении, семейных конфликтах у малыша возникает
ответная эмоциональная реакция, часто в виде плача и крика.
Если мать приветлива и доверительна в общении с другими
людьми и не обнаруживает беспокойства, то ребенок
успокаивается быстрее, а главное - сам собой. В противном
случае настороженность в отношении к незнакомым людям у
матери может трансформироваться в дальнейшем в
подозрительность, робость и застенчивость у ребенка.
К концу первого
года жизни эмоциональный образ матери уже не обладает такой
целостностью для ребенка, как раньше. Ввиду возросшей
двигательной активности малыша мать вынуждена что-то
запрещать ему, что противоречит ее эмоциональному образу,
сложившемуся у ребенка, и непосредственному выражению его
чувств и желаний.
Ребенок,
получивший относительную свободу, а также некоторый навык
болевых ощущений при незначительных ушибах, приобретает и
первый опыт настойчивости и решительности в преодолении
препятствий, помогающий ему выработать уверенность в себе, а
в дальнейшем и способность встречаться с опасностью лицом к
лицу. Если же его чрезмерно оберегают, лишают возможности
проявить самостоятельность, то риск появления страхов
заметно выше.
Итак, первый год
жизни - начало всех начал, важная веха на пути всего
последующего эмоционального развития. Первый год жизни детей
является и начальной школой родительского чувства, и школой
бескорыстной, щедрой любви, когда мать и отец учатся
постигать психологический код поведения ребенка, без слов
понимать его чувства и переживания и находить с ним
эмоциональный контакт. Как в дальнейшем сложатся отношения
родителей и детей, какой эмоциональный и духовный мир между
ними возникнет, в немалой степени зависит от первого года
жизни детей.
Материал взят из
книги: А. И. Захаров "Дневные и ночные страхи у детей". -
СПб., 2000
Вернуться в
раздел "Детская
психология"
|
|